+74952264546

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 206

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Допросы свидетеля. Отвод вопросов свидетелю.

ДОПРОС СВИДЕТЕЛЯ

Тактика и практика допроса свидетеля в судебном заседании.
 
 
Когда кто-то силится что-то вспомнить, а ты хочешь этому помешать, начни… подсказывать. Неверные, но близкие к истине подсказки будут мешать припоминанию.

Как провести допрос свидетеля?

Требуй от свидетеля свободную форму рассказа об известных ему обстоятельствах. Сторона пригласившая свидетеля задает ему вопросы первой. После рассказа задаются только уточняющие вопросы. Не допустимы вопросы требующие оценочных суждений, предположений или мнений либо наводящие вопросы.

Допрос может быть нескольких видов:
— повторным, т.е. сочетаться с опознанием различных предметов;
— множественным, т.е. включать элементы очной ставки (практикуется при даче ложных, противоречивых показаний свидетелями либо иными участниками спора).
 

Важнейшими факторами, определяющими достоверность свидетельских показаний, являются:

а) длительность сохранения воспринятого в памяти;
б) способность правильно воспроизводить то, что он запомнил;
в) способность свидетеля правильно и точно воспринимать наблюдаемые им явления. 

Также очень важный фактор, который тебе придется учитывать при допросе «своего» свидетеля, психологическое воздействие «зала». Присутствующие в зале могут вводить допрашиваемого в чувства личного переживания. Рекомендую продумывать краткие и ясные вопросы, чтобы их не могли «вывернуть» в комично-издевочную форму. Допрашиваемый в любом случае будет всегда думать о реакции зала.

Основные задачи тактики допроса свидетелей:

— во-первых, разоблачение ложных показаний;
— во-вторых, получение точной и четкой информации об известных им фактах (способствуют уточняющие вопросы, с требованием детализации).

Допрос свидетеля суде проходит в течение 5-7 минут, т.к. он вызывается для подтверждения какого либо факта. Естественно оппонент захочет «подготовить» свидетеля. Как вывести «на чистую воду подготовленного клиента»? Всегда задавай ему вопросы о деталях обстоятельства. Уточняй особенности предмета спора. Заяви судье о неконкретности, расплывчатости и противоречивости показаний свидетеля.

 

Как отводить вопросы, задаваемые свидетелю?

Отвод вопросов свидетелю закреплено в принципах состязательности сторон, в статье 12 ГПК РФ.
Случаи из практики показывают , что свидетель может быть «подготовлен» к процессу. Порядок и последовательность допроса процессуально регламентируется статьей 177 ГПК РФ.

Судебным процессом руководит председательствующий, который устраняет все не относящееся к обстоятельствам дела и предмету доказывания. Связь фактов и сведений о них обозначается понятием «относимость доказательств». Показания свидетелей могут и не иметь сведений необходимых для доказывания, либо свидетель может сообщить о существовании спорного факта.

Часто встречаются случаи, когда сторона вызывая свидетеля не указывает, какие обстоятельства известны свидетелю. Суд оставляя без внимания такое ходатайство лица, допускает хаос в доказательствах. А другая сторона, пользуется такой возможностью затягивает судебный процесс и уводит его от предмета и оснований спора.

Заявить отвод вопросу необходимо в одном из трех случаев, если задан наводящий вопрос, вопрос, не относящийся к рассматриваемому делу, либо вопрос, носящий оскорбительный, порочащий характер.

 

Семь техник работы с возражениями.

Главное правило работы с возражениями — это серьезное отношение к любой реплике, невзирая на его формулировку или содержание. Получив возражение, возьмите паузу 3-5 секунд (иначе судья закипит). Продумайте возможные варианты и начинайте постепенно излагать свою точку зрения.

 

1. Техника переформулирования

Используйте элементы выражений и вопросов собеседника. В результате истец и ответчик начинают говорить на одном языке, об одних и тех же вещах. Часто при использовании простых слов во время разговора собеседники вкладывают в свои слова различное значение. Именно поэтому людям часто трудно договориться. Для преодоления различных неясностей и двусмысленности, используется эта техника «переформулирования». Также эта техника прекрасно работает при переформулировании вопросов с другой, также эффективной техникой, техникой «встречных вопросов».

2. Техника «что-нибудь еще?»

Эта техника еще более проста и безопасна, чем предыдущая, и помогает выяснить истинную причину отказа от мирового соглашения. Она предполагает умение вытаскивать возражения оппонента, даже не рассматривая их, одно за другим. Это позволит в дальнейшем, определив самое важное возражение, начать с него. Такой подход дает тебе свободу маневра: он уже может выбирать, с какого из возражений начинать удобнее. После того как большая часть возражений выведена на поверхность, инициатива в твоих руках.

3. Техника предположения

Делаете гипотетическое предположение о проблеме, мешающая договору. «Готов ли оппонент тогда сотрудничать? Если нет, почему?» И так с каждым высказанным возражением эта техника позволяет не бороться с ложными возражениями, а, игнорируя их, переходить к возражениям следующего уровня.

4. Техника наивности

Техника предполагает рассматривать каждое возражение как искреннее. Применяется она следующим образом: сделав вид, что вы верите возражению оппонента, вы начинаете решать эту проблему с энтузиазмом, предлагая клиенту пути к ее преодолению. В ответ он высказывает тебе новое, и так до настоящего возражения. Техника очень трудоемкая и опасная с точки зрения репутации: если каждое возражение принимать как искреннее, можно показаться непрофессионалом. Но время, затрачиваемое клиентом на ответы, можно использовать для дальнейшего убеждения.

5. Техника фиксации на позитивных моментах «сотрудничества».

Если с оппонентом уже какое-то время сотрудничали в процессе, то необходимо найти моменты, которые его удовлетворили. Например, уступки, предложения, подтверждения и т. п. И в случае отказа вы стараетесь переместить его эмоциональное сознание на приятное воспоминание из прошлого. Обратное использование — это перемещение эмоционального состояния собеседника в зону отрицательных эмоций, когда он работал с вашим конкурентом и имел неприятности. 

6. Техника искренности

«Раскрываясь» перед оппонентом и показывая «все» свои козыри и все предстоящие трудности, провоцируем его на взаимность, стараясь получить истинное возражение, чтобы начать с ним работу. Это техника основана на доверии, демонстрации искренности и заботы об интересах и нуждах судебного процесса.

7. Техника встречных вопросов и фиксации

На все вопросы клиента отвечаете вопросами, при этом все вопросы и ответы, имеющие хоть какую-то значимость, сразу фиксируете в слух и переспрашиваете. В итоге у вас получится беседа с ясными возражениями и ответами на них. И вам останется только подвести итог. Цель техники — не отвечая на вопрос, задавать встречный. Это позволяет выявить причины, иска или возражения и подключить клиента для работы с его же возражениями. Встречный вопрос может полностью нивелировать вопрос вашего противника и, более того, спровоцировать его на выдачу вам дополнительной информации.Используя эту технику встречных вопросов, соедините её с первой техникой. И не увлекайтесь, можете вызвать раздражение судьи и испортить отношения. 

 

 

Методы допроса судебного эксперта с пристрастием:

— «Вы даже не понимаете, куда вляпались»! 

Это первое предупреждение, которое должны услышать допрашиваемые свидетели. Они еще не представляют, что их ждет впереди: десять минут позора, трясущиеся руки, надтреснутый голос, бывает и истерика, вызванная понятиями «допрос» и «издевательство». Выдержать это месиво и структурировать в голове происходящее — навык, который вряд ли можно приобрести без практики.

 


 

Новости на twitter.com
Звони тел.: (495) 226-45-46
Пиши: OlegChegin@Mail.Ru
Отзывы в Facebook и VK.com
#юристОлегЧ